Сётокан. Он создал его на основе Сёрэйрю из Наха и Сёринрю из Сюри. Если вы внимательно изучите Сётокан, то увидите, что Фунакоси недостаточно хорошо понимал принципы каратэ, изучаемого на Окинаве. Он изменил подлинный смысл ката. Он назвал их японскими
переводами окинавских названий. Например, он переименовал Пинан, или «Мирный Дух», в Хэйан. что означает то же самое. Он переименовал Пассай. что означает «Разрушение», в Бассай с тем же значением. То, что он передал этим гайдзин,(1) есть только «пустая раковина» вместо окинавского каратэ. Он заменил простые и естественные окинавские позиции неестественными и «удлинёнными». Он был всего лишь годан, а ученики называли его «Великий Мастер». Так как уровень всех его учеников был ещё ниже, они приняли решение ввести десятый Дан. Так в Японии появились чёрные пояса выше пятого Дан, как в стиле Сётокан. Я помню интересный случай, когда Фунакоси прислал своего сына Гиго на Окинаву, чтобы выучить ката, которого он не знал от одного старика. Когда Г иго возвратился в Японию, Фунакоси заявил, что «старик показал это ката неправильно»!! Единственное ката, которое Фунакоси так и не удалось узнать это Хакуцуру».
Этот отрывок из воспоминаний старого окинавца говорит нам о том, что мы знаем о подлинной истории каратэ ещё очень и очень мало. Пожалуй, на этом критические высказывания в адрес Фунакоси кончаются. Все его ученики и большинство встречавшихся с
ним Мастеров говорят о нём Только в превосходной степени. Ниже приводятся некоторые их воспоминания, характеризующие человеческие качества Фунакоси:
Накаяма Масатоси:
Я много лет учился под наблюдением мастера Фунакоси. До того, как он привёз каратэ с Окинавы в Японию, это была только провинциальная форма боевого искусства. После того, как он привез каратэ в Японию, и после наблюдения традиционных японских боевых искусств, подобных кэндо, дзюдо и другим, мастер Фунакоси создал каратэ в его современном и столь
популярном виде. Он имел необходимые технические и философские знания, чтобы люди смогли легко понять и принять его идеи относительно каратэ. Это было его самым крупным вкладом в боевые искусства. Именно по этой причине я всегда говорю, что мастер Фунакоси не только владел отличным техническим мастерством, но и был великим философом. Что касается духовной стороны каратэ, то многие люди видят только поверхностную часть этого искусства, они видят только мощную технику, удары кулаками и ногами, блоки и прочее. Они видят каратэ как что-то опасное. Мастер Фунакоси объединил технику каратэ с традиционным будо, вот почему его ученики не склонны к агрессии. Он всегда преподавал каратэ как средство защиты, а не нападения. Когда мастер Фунакоси учился на Окинаве, каратэ никогда не занимались открыто. Оно было предназначено не для каждого и обучение проводилось в тайне. Изучающие
каратэ были подобны тайному обществу, но мастер Фунакоси открыл каратэ для всех и доказал, что техника каратэ эффективна. Мастер Фунакоси не сосредотачивал его усилия только на технических аспектах каратэ, а всегда подчёркивал ценность этого искусства с философской точки зрения. Для него философской сущностью каратэ было то, что могло быть применено в практической жизни всех учеников. Другими словами, каратэ было Путём жизни — Каратэ-до.
Если мы откажемся от него, то останется только каратэдзюцу, то есть только чистая техника рукопашного боя. Именно мастер Фунакоси создал это различие. Что касается личности мастера Фунакоси, то, на первый взгляд, он выглядел очень старым. Никто не подумал бы, что перед ним великий мастер. Он был очень скромен. Он считал, что необходимо всегда продолжать учиться, и в этом он всегда был примером для всех подлинных мастеров боевых искусств. Некоторые мастера, достигнув определённого уровня, могут хвастаться и говорить: «Я имею пятый Дан и сильнее всех в мире». Подобное поведение не имеет ничего общего с философией мастера Фунакоси. Он не нуждался в том, чтобы кому-то что-то доказывать. Как только он надевал каратэги и входил в додзё, он совершенно менялся,
это было очень заметно. Он ни в коем случае не показывал своего отрицательного отношения к

 
   

1 Гайдзин означает «иностранец» Очевидно, Сокэн под иностранцами понимал японцев

 
       
   
...ЕЩЁ: