противнику, но менялся разительно. Когда я учился у него, ему было около шестидесяти лет.
Это уже достаточно большой возраст. Когда он был в додзё, каждое движение, которое он делал,
говорило о том, что он мог бы уничтожить всё вокруг. Его техника была великолепной. Как
только занятие заканчивалось, он превращался в скромного и: незаметного человека. Мастер
Фунакоси всегда говорил, что этикет в боевых искусствах очень важен и является главным
отличительным признаком настоящего каратэка. Именно поэтому мастер Фунакоси ничем не
напоминал так называемых «реальных» мастеров каратэ.
Он никогда не демонстрировал свою силу за стенами додзё. В Японии есть четыре хорошо
различимых времени года. Весной птицы поют, листья распускаются на деревьях и повсюду
прекрасная погода. Весна в Японии заставляет людей расслабиться, и именно таким был мастер
Фунакоси. Когда Вы были возле него, окружающее было подобно весне. Это было связано с его
личностью, с его характером. Как только он входил в комнату, все расслаблялись.
Осима Цутому:
"Мастер Фунакоси не был тем, кто даёт всему метафизические объяснения. Он был очень
практичным человеком и находился под влиянием Конфуция, который никогда не рассуждал о
великих тайнах и духовных проблемах. Фунакоси, подобно Конфуцию, больше интересовался
реальным миром людей, идей и событий»,
Окадзаки Тэруюки:
«Я занимался у мастера Фунакоси в течение десяти лет. В то время его помощником в додзё
был мастер Накаяма. Фунакоси был для нас богом каратэ. Он был замечательным человеком, и я
это чувствовал в течение всех десяти лет. Он выглядел как самый обычный человек с улицы, и
никто не мог бы подумать, что перед ним стоит Великий Мастер каратэ. Можно сказать, что он
выглядел, как обычный счастливый человек. Во время тренировки, или беседы в додзё, или на
улице, он никогда не менялся и был всегда тем же самым спокойным и вежливым человеком.
Конечно, в додзё, когда он проводил занятие, он оказывал на нас давление, чтобы сделать нас
лучше, но мы называем это «хэйдзё син», и в этом заключается суть боевых искусств.
Эгами Сигэру:
«Не существует первой атаки в каратэ! ». Эти слова я много раз слышал от мастера
Фунакоси, но я не мог понять их значение, потому что всегда считал, что каратэ предназначено
для применения в реальном бою. Он так же любил повторять: «Вы никогда не должны
поднимать на своего противника руку первым! Только, если это становится абсолютно
необходимым, можете вы сделать это. Но даже тогда Вы должны думать не о том, как убить или
искалечить противника, а лишь, как блокировать его нападение. Если, он продолжает нападать.
Вы должны принять такую позицию, которая ясно покажет, что ему лучше остановиться». Мне
было тогда около двадцати лет, я был полон сил и энергии и, слушая его, думал: «Что этот-
старик говорит? При чём тут нравственность? Почему он не говорит мне правду? ». Я думал, что
он пытается удержать молодых каратэка от опрометчивых действий, но он не мог заставить
меня подчиняться его запретам. Когда мои навыки улучшились, и я стал более уверенным, то
решил, что его слова не для меня. В конце концов, разве не существует такое высказывание —
«Нападение есть лучшая защита». Я должен признаться, что участвовал в нескольких драках,
которые сделали меня ещё более уверенным в своих силах и чрезмерно гордым. Не из-за
скромности я скрыл тот факт, что занимался каратэ. Я стыжусь признаться, что в те дни я был
высокомерен и, следовательно, презирал всех. В конечном счёте, однако, я решил, что буду
следовать совету мастера до того момента, пока не будет никакого другого выбора. После этого
я должен уложить своего противника одним ударом. Я также позаботился о том, чтобы мои
противники не могли заметить мою подготовку к удару до его нанесения...
... Мастера Фунакоси часто просили подарить одну из его прекрасных каллиграфических
надписей. Одним из его любимых выражений, которые он имел обыкновение записывать и
дарить другим, было: «Не идите против природы». Эти слова, которые имеют глубокое |