Наиболее известен конфликт Фунакоси со знаменитым окинавским мастером Мотобу Теки.
Как правило, суть конфликта между двумя старыми мастерами видят в том. что один из них
(Фунакоси) отстаивал традиционные окинавские ценности и обучал своих учеников искусству
каратэ через освоение ката, а второй (Мотобу Теки) был «реальным бойцом» (если говорить
проще, уличным хулиганом) и настаивал на необходимости введения в каратэ жёстких
контактных поединков. Упрекать утончённого Фунакоси, поэта и каллиграфа, в том, что он не
желал участвовать в уличных драках и всегда следовал требованиям этикета и человеческой
культуры, было просто абсурдно. Требовать от Мотобу, бедой которого было отсутствие хорошего воспитания и образования, чтобы он вёл себя вежливо и достойно, было просто смешно.
В действительности, корни их конфликта лежали гораздо глубже и были совершенно
недоступны окружающим. Прежде всего, они происходили из разных слоев окинавского
общества. По своему происхождению Мотобу Теки был на две ступени выше Фунакоси. Для
него Гитин всегда оставался «выскочкой», признать любое превосходство которого было
оскорбительным. Дурная слава и отсутствие достаточного образования преградили Мотобу путь
в Бутокукай (1917), но он сам твёрдо знал, что его обошёл ничтожный Фунакоси. Жизнь
постоянно сводила их в соперничестве, и Мотобу всегда проигрывал. В Японию Мотобу уехал
первым, но не для преподавания каратэ, а на заработки. Когда он через несколько лег приехал в
Токио с надеждой заработать на каратэ деньги, там уже повсюду действовали клубы Фунакоси.
Он опоздал и снова проиграл Фунакоси. Мало того, когда популярный японский журнал
«Кингу» опубликовал очерк о знаменитом поединке Мотобу с боксером, иллюстрациями к нему
послужили рисунки с изображениями всё того же Фунакоси, которые художник, не долго думая,
скопировал из книги «Рэнтан госин каратэдзюцу». Можете представить себе реакцию Мотобу
Теки...
Кониси Ясухиро, основатель стиля Рёбукай, который был учеником обоих мастеров,
рассказывает, что Мотобу часто называл Фунакоси «игроком на сямисэн» (1) и самозванцем.
Мотобу говорил: «Мой учитель, Итосу Ясуцунэ, открыл новый и уникальный Путь в Тодэ. То,
что делает Фунакоси, есть подражание только «изящной» части моего учителя, это только
его скелет. Он демонстрирует ложное Тодэ, которое только выглядит как настоящее. Фунакоси
— бездельник, обманывающий всех. Что вызывает удивление, так это его хитрое поведение, его
способность обманывать людей своим красноречием. Он обманывает весь мир. Широкая
публика верит тому, что он показывает как Тодэ, На самом деле, нет ничего более вредного, чем
боевые искусства без реального поединка, без борьбы. Дайте мне случай сразиться с ним. и я
заставлю его убежать обратно на Окинаву. Я — единственный настоящий представитель
подлинного боевого искусства Окинавы...». Кониси рассказывал, что Фунакоси Гитин, который
никогда не позволял себе критиковать других людей, называл Мотобу «безграмотным
человеком, которому он никогда не будет помогать» и кривил лицо, услышав только имя
Мотобу.(2) Этот конфликт прекратился сам собой, когда Мотобу, не выдержав конкуренции с
Фунакоси, вынужден бил в 1940 году вернуться на Окинаву.
Другое любопытное наблюдение о Фунакоси сообщил в своих воспоминаниях Сокэн Хохан
знаменитый мастер стиля Мацумура Сёринрю: «Так называемый, «великий» Фунакоси Гатин
никогда не изучал Хакуцуру ката ни у одного из мастеров из-за его отношения. Он учился у Адзато, Итосу и Мацумура, но никогда так и не заслужил этого права, потому что не мо;
продемонстрировать необходимые для этого терпение и самоконтроль. Так как он не смог этого
добиться «законным» путём, он избрал другой путь. Он подкрадывался и подсматривал занятия
мастеров через дырку в заборе. Я предполагаю, он думал, что никто об этом не узнает, но
мастера узнали и прозвали его «Соглядатай». На занятия он ходил редко, и я видел его не
более десятка раз. Некоторые называли его «игроком на сямисэн» из-за его плохой физической
формы. Фунакоси уехал в Японию и там создал собственный стиль каратэ, который называют |