издание. Основные изменения касаются исполнения ката. Оригинальное оформление книги неизвестно. Перевод книги на английский язык сделал по поручению семьи Фунакоси его ученик - Осима Цутому, который работал над переводом десять лет(!). Первое издание на
английском языке выпущено в 1972 году. Перевод хорошо иллюстрирован фотографиями переводчика. Часть фото заимствована из первого издания. Эта книга является настольной для каратэка Сётокан во всех странах мира. Перевод на русский язык выполнен издательством 1SI.
Известно также о существовании нескольких статей мастера Фунакоси, но на европейских языках они не публиковались. Кроме этого, в наследство ученикам Фунакоси оставил свои «Двадцать заветов» («Сёто нидзю кун») и свои «Пять заветов» («Сёто го кун» или «Сёто додзё
кун»), которые является своеобразными «святынями» каратэ Сётокан и Сётокай и по традиции украшают стены всех додзё последователей Фунакоси. Можно предположить, что при написании своих заветов Фунакоси действовал по примеру своего учителя, Итосу Ясуцунэ,
который оставил своим ученикам «Десять заветов» («Итосу дзю кун»). Составление подобных заветов ученикам было древней традицией мастеров японского будзюцу, которые стремились таким способам передать своим наследникам накопленный ими жизненный опыт. Некоторые авторы пытаются искать в этих заветах какой-то внутренний скрытый смысл. Однако Фунакоси, по воспоминаниям его учеников, был очень практичным человеком и верил в «Путь каратэ» в том смысле, о котором писал монах дзэн Такуан: «Закон Будды, хорошо соблюдаемый, является идентичным закону мирской жизни. Путь (До) является только практическим действием».
Таким образом, заветы Фунакоси содержат не только его личный взгляд на каратэ, его личное понимание социальных и нравственных основ, но и сведения о технике, самообороне и применении каратэ в повседневной жизни. Они дают нам представление о том, как понимал каратэ ФунаКоси сэнсэй.
Третьей частью наследия Фунакоси являются созданные им ката — три формы Тайкёку (ката для начинающих) и Тэн но ката (начальная форма обучения кумитэ). После смерти Фунакоси представители Кёкай (JKA) долго отказывались признать, что ката Тайкёку созданы лично
Фунакоси Гитин, и на этом основании, не практиковали их в своих додзё. Они утверждали, что эти ката разработаны сыном мастера, Фунакоси Ёситака, а потому не являются частью каратэ Сётокан. Противоречия по поводу оценки значимости созданных Фунакоси Гитин ката были одной из причин раскола в Сётокан.
Фунакоси Гитин жил в век фотографии, кино и телевидения, но, к сожалению, сохранилось очень мало фото- и кинодокументов, запечатлевших мастера. В информационных изданиях о Сётокан можно найти не более двух десятков фото Фунакоси. Обнаружение каждого нового фотодокумента становится событием. Ещё в большей степени это относится к кино. В настоящее время известно о существовании двух кинолент, показывающих живого Фунакоси.
Международная Федерация Сётокан Каратэ (ISKF), возглавляемая Окадзаки Тэруюки распространяет их на видеокассетах. Это десятиминутный фильм «Мастер Фунакоси» ($15) и получасовой фильм «Каратэдо», снятый JKA в 1956 году с участием Фунакоси Гитин, Накаяма Масатоси, Ито Кумио, Касэ Таидзи, Окадзаки Тэруюки, Нисияма Хидэтака, Канадзава Хирокацу и других ($30).
СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННИКОВ
Как любой великий человек, Фунакоси не раз подвергался злословию своих современников. Иногда причины этого лежат на поверхности, иногда до них докопаться очень трудно. Фунакоси часто упрекали в его приверженности ката и говорили, что он «потратил слишком много
времени на «мягкое» каратэ». Фунакоси со своей стороны искренне верил в то, что для овладения несколькими ката требуется целая жизнь, а девятнадцати ката Сётокан совершенно достаточно. Он был стойким сторонником принципа «хито ката саэн» (три года на одно ката) и
навсегда сохранил убеждение, что каратэ — это боевое искусство, а нс спорт.

 
       
   
...ЕЩЁ: