Отношение Фунакоси к спортивному кумитэ хорошо иллюстрирует история с его занятиями
в казармах Сити Токудо, расположенных на территории императорского дворца. Фунакоси
посещал казармы через день и всегда приходил в сопровождении Оцука Хиронори, который был
одним из лучших и любимых его учеников. В 1927 году три ученика — Мики, Бо и Хираяма
решили, что практики ката недостаточно и попробовали ввести в тренировки дзию кумитэ
(свободный бой). Они использовали защитное снаряжение и маски кэндо, чтобы вести поединки
в полный контакт. Фунакоси узнал об этих поединках и, так как он не мог препятствовать их
проведению, а они по его мнению противоречили искусству каратэ, он прекратил посещать
Сити Токудо. Ни он сам, ни Оцука, никогда не появлялись там снова.(1)
Фунакоси совершенствовал своё каратэ всю жизнь, но даже в расцвете сил, всегда оставался
в рамках техники Адзато Ясуцунэ. Эта техника была делом многих поколений известных и
неизвестных мастеров. Мастера Адзато и Итосу способствовали тому, что техника, препода-
ваемая Фунакоси Гитин была реализацией принципа «железный блок — железный удар». Сам
Фунакоси славился чрезвычайно жёсткими блоками, которые буквально парализовали
мощнейшие атаки противников так неприятно и болезненно, что почти никто не хотел с ним
тренироваться. Фунакоси считал, что такой блок деморализует противника пропорционально
силе и резкости его атаки. Для реализации такой тактики в бою были необходимы низкие и
«прочные» стойки. Атаку противника следовало молниеносно отбить на полпути к цели.
В течение всей своей жизни Фунакоси изучал просто каратэ, не выделяя какого-то
особого стиля. Более того, он категорически протестовал против подобных попыток. Ко
нечно, Фунакоси замечал, что каратэ изменяется в зависимости от додзё и учителя,
проводящего занятия, но он никогда не придавал этому большого значения. Он считал это
совершенно естественным явлением, связанным с развитием общества и неповторимостью
человеческой личности. Мастер не придавал большого значения каноническому
исполнению отдельных ката, а считал главным понимание смысла выполняемых дви
жений. Главную ценность занятий он видел в их влиянии на здоровье и психику, развитие
личности и воспитание характера ученика.
Введение кумитэ было очень важным новшеством: если Фунакоси учил всегда начинать и
заканчивать блоком, то теперь приоритет получили фантазия и изобретательность учеников. В
результате каратэ стало быстро превращаться в «полуспортивную борьбу», и одновременно оно
лучше приспосабливалось к требованиям современной самообороны. Новое поколение японских
каратэка большое внимание уделяло психологическим проблемам рукопашного боя. Было
достоверно установлено, что в реальном бою из-за вредного воздействия психологических
факторов теряется не менее половины технических навыков. Вывод из этого следовал простой:
нужно так тренироваться и достигать такого уровня готовности, чтобы даже заметная
потеря навыков не влияла на конечный результат боя. Принятие за основу подобной
концепции привело к тому, что в школах Фунакоси тренировки достигали такой невероятной
интенсивности, что доводили некоторых учеников до обмороков или полной потери сил. После
нескольких лет такой тренировки индивидуальный технический уровень бойцов приближался к
цирковому искусству.
При полном отсутствии правил некоторые поединки были слишком жёсткими. Касэ
Таидзи (2), известный японский эксперт Сётокан, рассказывает, что переломы рёбер, выбитые
зубы и травмы глаз были в то время явлением заурядным. Чтобы уменьшить количество травм,
пришлось запретить применение некоторых техник и ограничить допустимые области
поражения. Были запрещены умышленные удары в полную силу. Это изменило саму суть
искусства. Традиционное окинавское каратэ никогда не было спортом. Целью занятий
всегда было развитие такого мощного удара, чтобы убить или травмировать противника.
Когда каратэка начали в додзё учиться «не бить сильно и жёстко», то им, естественно, |