пришлось отказаться от древнего принципа - «иккэн хисацу» («одним ударом наповал»).
Опыты с кумитэ показали, что акцент в развитии японского каратэ быстро смешается от ката
в сторону спортивных поединков. Более того, развитие кумитэ, неизвестного на Окинаве,
привело к появлению новых техник каратэ. Например, Фунакоси Ёситака приписывают
создание таких техник, как ёкогэри и мавасигэри. Таким образом, японское каратэ пошло по
пути развития, в значительной степени независимому от его окинавских корней.
Конфликты между старыми окинавскими мастерами и мастерами «новой волны» по вопросу
отношения к кумитэ продолжаются до сих пор. Прошли годы, но все остались при своём
мнении: ревнители традиций требуют возвращения к истокам и развивают каратэ, как искусство
самозащиты, сторонники новых тенденций развивают спортивное каратэ. В 1935 году был
организован "Всеяпонский комитет по каратэ", который принял решение построить в Токио
первое в Японии додзё каратэ. Автор проекта — архитектор Тосима начал строительство додзё
в районе Дзёсигая уже летом, а в начале 1936 года Фунакоси в возрасте шестидесяти восьми
лет(!) впервые открыл его двери. В знак уважения к своему мастеру ученики Фунакоси назвали
это додзё «Сётокан» («Додзе мастера Сёто») по литературному псевдониму Фунакоси (1).
Фунакоси пишет об этом следующее:
«Меня часто спрашивают, как я выбрал себе псевдоним «Сёто», ставший названием нового
додзё. Слово «сёто» в японском языке означает буквально «сосновые волны» и не имеет какого-
то скрытого тайного смысла. Тем не менее, мне хотелось бы рассказать, почему я его выбрал.
Мой родной город Сюри окружен холмами, которые покрыты густыми лесами из криптомерий
(японских сосен) и других субтропических растений. Среди холмов лежит гора Торао,
принадлежащая барону Тёсукч Иэ, который после моего приезда в Токио стал одним из моих
первых покровителей. Слово «торао» в переводе означает «хвост тигра» и особенно подходит
в данном случае, потому что гора была очень узкой и так густо заросла криптомериями, что
действительно напоминала хвост тигра, если смотреть на неё издали. В свободное время я
любил прогуливаться вдоль горы Торао. Особенно хорошо было гулять ночью в полнолуние или
при ясном небе, когда было светло от звёзд. В такое время, если подует лёгкий ветерок, можно
было услышать шорох сосен и постичь всепоглощающую тайну бытия. Для меня этот шорох
был божественной музыкой.
Поэты всего мира воспевают в своих стихах таинство леса. Меня всегда влекло то
завораживающее одиночество, которое символизирует лес. Моя любовь к природе была,
вероятно, особенно сильной, потому что я был единственным сыном в семье и слабым
ребёнком в детстве. Однако после сказанного было бы преувеличением считать меня нелюдимым, Тем не менее, после тяжёлой тренировки я больше всего любил гулять в одиночестве...
...я занимался каратэ уже несколько лет и, чем глубже я познавал это искусство, тем больше
проникался его духовной сущностью. Наслаждаться одиночеством, слушая шелест ветра в
верхушках сосен, по-моему, есть лучший путь к достижению спокойствия разума, столь
необходимого в каратэ. Это было частью моей жизни в раннем детстве, и я решил, что
лучшего псевдонима, чем «Сёто», для моих стихов мне не найти. Прошли годы, и мой псевдоним
стал известен больше, чем имя, данное мне родителями при рождении. Часто случалось, что
люди меня не признавали, если я не добавлял к своему имени Фунакоси псевдоним Сёто».
Символом нового додзё, а потом и всего стиля стал Тигр. Согласно одной из версий, этот
символ был создан Косуги Хоан. Когда Косуги обратился к Фунакоси с просьбой написать
книгу о каратэ, он обещал будущему автору, что он лично оформит её и придумает рисунок на
обложку. Когда Фунакоси написал свою книгу, то её обложку украсило знакомое теперь всем
каратэка Сётокан и Сётокай изображение тигра.
Идея этого символа возникла у Косуги из выражения « Гора но маки», которое в Японии |