существовании(1). Во всём мире сохранилось всего несколько экземпляров этой редкой книги, поэтому фотографии Фунакоси из неё практически никогда нс публиковались за пределами Японии.
В апреле 1924 года Фунакоси, следуя традициям дзюдо и кэндо, вручил чёрные пояса, как знак достижения мастерского уровня, своим первым ученикам. До этого момента Фунакоси не придавал значения цвету поясов. Сам он носил чёрный пояс, потому что имел первый дан в дзюдо. Он пригласил учеников к себе домой и во время церемонии чаепития («тяною») вручил чёрные пояса шести своим ученикам: Оцука, Токуда, Симидзу, Хиросэ, Гима, Касуя и Акиба.(2)
В сентябре 1924 года Фунакоси Гитин впервые появился в зале кэндо университета Кэйо.
Как обычно, в сопровождении Оцука Хиронори. Он провёл выступление перед студентами и набирал группу желающих изучать каратэ. Эта группа превратилась впоследствии в первый студенческий клуб каратэ, который действует и сегодня и является старейшим в Японии.(3) В
момент своего создания группа получила название «Дай Ниппон Кэмпо Каратэ-до». Это название считается наиболее достоверным источником появления слова «каратэ» в его новом значении («пустая рука»). Замена одного иероглифа на другой была не изменением в
грамматике. Фактически, поддержав новое название боевого искусства, японцы заявили о своей независимости от старых окинавских мастеров и традиций. Это не осталось незамеченным.
Старые окинавские мастера сопротивлялись введению подобных новшеств очень долго.(4)
В конце того же года Фунакоси провёл показательное выступление в зале «Самоуправления» в Токио и был награждён специальным призом. Расчёт Фунакоси оказался верным, его ставка на японскую интеллигенцию принесла ему успех. Члены университетского клуба Кэйо быстро разнесли среди студентов весть о появлении нового мастера единоборств. Вскоре в додзё Мэйсэйдзюку появились студенты университета Такусёку. В короткое время Фунакоси становится консультантом ещё в нескольких учебных заведениях Токио. В 1926 году в
университете Токио при посредничестве трёх студентов, учеников Фунакоси (Мацуда Кацуити, Химоцу Кадзуми и Накати К.), создаётся клуб каратэ. В начале 1930-х годов такие клубы возникли в университетах Васэда, Хосэй, Такусёку, Мэйдзи, Сёдай, Гакусюин, Нихон, Тюо и
других. После расширения сети клубов у Фунакоси Гитин появились

 
   

1Копия этой книги находится в фондах ISI.

2См. книгу Д Скотт и М. Паппас Боевые искусства, Лондон, 1985. Эта информация вызывает сомнения. Во- первых, отсутствуют подтверждения наличия у Фунакоси чёрного пояса в дзюдо. Неизвестно где, когда и от кого он его получил, где проходили экзамены. Во-вторых, сама система фадации уровней мастерства в каратэ (кю и дан) была создана только в 1937 году, то есть много лет спустя. Однако на канадском сервере Сётокан Гима-ха хранится биография мастера Гима Макото, в которой указано, что свой чёрный пояс он
получил от Фунакоси Гитин в 1923 году.
3 Клуб каратэ в университете Кэйо был создан 15 октября 1924 года. Эта дата указана в воспоминаниях мастера Кониси.

 

4 Современные историки каратэ «раскопали» и более раннее применение этого термина. Например, Хайнес обнаружил, что ещё в 1906 году окинавский мастер Ханасиро Тёмо выпустил книгу (!) под названием «Каратэ Сосю Хэн»; в которой использовал слово «каратэ» в его нынешнем написании впервые. Судзуки
Тацуо, мастер стиля Ва Дорю, утверждает, что окинавский мастер Хангусуку Нагасигэ использовал термин «каратэ» в современном написании ещё в августе 1905 года! Эти факты приводятся в протоколе исторической встречи окинавских мастеров каратэ, которая состоялась в 1936 году и приняла решение о переименовании тоуди в каратэдо. Окинавская газета «Рюкю Симпо Са» организовала встречу наиболее известных окинавских мастеров каратэ в столице Окинавы, Наха. На этой встрече присутствовали мастера Ябу, Кян, Мотобу, Мияги и Ханасиро. Целью собравшихся было обсуждение некоторых вопросов развития каратэ и, в том числе, вопрос о замене иероглифа «Тан» в названии каратэ на иероглиф «кара» в значении «пустой». Было решено, что иероглиф «кара» («пустой») более соответствует правильному написанию, потому что явно ассоциируется с основными принципами буддизма и, кстати, не вызывает ассоциаций с Китаем. В результате этой встречи, с 1937 года форма написания названия каратэ становится стандартизованной, и она сохранилась неизменной до настоящего
времени.


 
       
   
...ЕЩЁ: