старшим учеником(1), но сам Фунакоси в своей автобиографии об этом не упоминает. Кроме
Итосу Фунакоси называет имена таких «знаменитых мастеров окинавского каратэ, как Киюна
Пейтин, который мог пальцами сорвать кору с дерева; мастер Тёонно из Наха, один из лучших
знатоков Конфуция на Окинаве; Ниигаки, которого современники считали виртуозом каратэ;
Мацумура Сокон, легендарный основатель стиля Сюритэ, который прославился победами над
многими китайскими мастерами ушу». Таким образом, можно сказать, что в отличие от своих
учителей, Фунакоси нарушал традиции и получил «универсальную» подготовку, благодаря
которой он впитал в себя лучший опыт современного ему окинавского боевого искусства.(2)
В силу своего благородного происхождения и замечательных личных качеств Фунакоси добивается определённого общественного положения. Он пользуется уважением в школе. Его
привлекают к решению важных общественных вопросов. В автобиографии Фунакоси Гитин
рассказывает о том, как в составе правительственной комиссии он участвовал в разрешении
крупного конфликта между жителями двух деревень в северной части острова и ему удалось
предотвратить кровопролитие. Это свидетельствует о его высоком общественном статусе.
Однако личная жизнь мастера всегда была достаточно трудной. Он был обречён на бедность. В
школе он долго занимал самые низкооплачиваемые должности, а, став учителем в старших
классах, достиг предела своей служебной карьеры. С чувством горечи он вспоминает о том, что
должен был на свой мизерный заработок кормить не только свою большую семью(3), но и
ближайших родственников:
«Как же мы жили, семья из десяти человек, на три йены в месяц? Умудрялись мы делать
это только благодаря трудолюбию и терпению моей жены. Она до поздней ночи ткала
местную ткань «касури», за которую платили по шесть сен за кусок. На заре она вставала и
шла на маленькое поле, расположенное довольно далеко от дома, на котором она выращивала
немного овощей для нашей семьи. Иногда я помогал ей, но в то время для школьного учителя
считалось очень неприличным работать в поле вместе с женой, поэтому я не мог ходить с ней
очень часто, а если всё же ходил, то надевал широкополую соломенную шляпу, закрывающую
лицо, чтобы меня не узнали».
При таких обстоятельствах жить семейству Фунакоси всегда приходилось в районах бед
ноты вместе с мелкими торговцами и рикшами. Тем не менее, Гитин не искал дополнительных
заработков, а продолжал фанатично заниматься каратэ и изо всех сил цеплялся за работу в
Сюри, чтобы нс разлучаться со своими учителями. Под их влиянием и при их поддержке он в
течение нескольких лет пытался добиться официального признания и легализации каратэ, но все
его усилия были напрасными. Он был слишком мелкой фигурой для чиновников.
ПРИЗНАНИЕ КАРАТЭ
Вопрос об официальном признании окинавского каратэ был решен только в 1901 году с
помощью школьного инспектора Огава Синтаро. Этот человек, может быть, сам не желая того,
сыграл в деле развития современного каратэ очень важную роль. Победное шествие каратэ
началось с его докладной записки в министерство просвещения, в которой он очень высоко
оценил каратэ, как средство физического воспитания молодёжи и её подготовки к службе в
армии. Фунакоси вспоминает об этом так: «В 1901 году, если я это правильно помню, нашу |