могла высылать мне денег, и я не мог тогда использовать деньги каких-либо меценатов, потому что о каратэ ещё почти никто не знал. Чтобы заплатить за крошечную комнатку, где я спал, мне приходилось браться за любую работу в общежитии: мыл посуду, был сторожем,
садовником и даже убирал в комнатах. В то трудное время у меня было лишь несколько учеников, поэтому платы, которую я от них получал, не хватало, чтобы свести концы с концами. Чтобы решить хотя бы проблему с питанием, я уговорил повара общежития брать у
меня уроки каратэ. За это он делал мне скидку в ежемесячных расчётах за питание. Мне было тяжело, но теперь, много лет спустя, я думаю, что моя жизнь тогда была не такой уж плохой.
И в этой трудной жизни бывали весёлые минуты. Мне запомнился случай с газетным репортёром. В те дни персональное интервью в газетах и журналах было большой редкостью. И вот, однажды в общежитии появился газетный репортёр. Когда он пришёл, я подметал
дорожки в саду, и репортёр, как я думаю, принял меня за садовника. «Где мне можно найти господина Фунакоси, учителя каратэ? — спросил он. «Одну минуточку, господин!» - ответил я и бросился к дому. Я быстро поднялся в свою комнату, переоделся в кимоно и бегом спустился вниз, где меня терпеливо ждал репортёр.
«Здравствуйте, я — мастер Фунакоси», — представился я ему. Никогда не забуду выражение изумления на лице своего собеседника, после того, как он понял, что бедный садовник и учитель каратэ — один и тот же человек!».
Очевидно, что Фунакоси личностью был незаурядной. В этих тяжелых условиях, без средств и общественной поддержки, всего за девять месяцев ему удалось сделать каратэ «модным» в среде интеллигенции. Большую помощь оказали ему в этом, прежде всею. Косуги Хоан,
известный художник, и студенты университетов, жившие вместе с Фунакоси в общежитии «Мэйсэйдзкжу». Косуги Хоан возглавлял общество художников «Клуб Тополей Табата» и побывал на Окинаве на этюдах Там он увидел каратэ, которое глубоко поразило его. Узнав о Фунакоси, он обратился к мастеру с просьбой задержаться в Токио и давать ему частные уроки каратэ. Фунакоси это предложение принял.

ПЕРВАЯ КНИГА
Большое значение для развития каратэ в Японии имела публикация в конце 1922 года первого учебника по каратэ, который был очень быстро подготовлен Фунакоси и выпушен из дательством «Букёса» под назвтнисм «Рюкю кэмпо: Тоуди»(1). Учебник появился на прилавках всего через полгода после приезда Фунакоси в Токио. В нём впервые «секретное» боевое искусство было открыто всем желающим.
Историю создания этого учебника Фунакоси описывает так: «В один из этих дней ко мне обратился художник Косуги Хоан со словами: «Если Вы вернётесь на Окинаву, мы будем испытывать трудности, в связи с отсутствием инструкций. Не могли бы Вы подготовить для
нас какое-то письменное руководство». Я был очень тронут этой просьбой и посвятил много времени изложению основных аспектов каратэ. Я начал посвящать вечера написанию книги, которая появилась в ноябре 1922 года с названием «Рюкю Кэмпо: Тоуди». Эта маленькая книга была первой опубликованной paботой о каратэ».
Фунакоси утверждает, что никаких печатных источников информации о каратэ он не знал и, вообще, собрать информацию для книги было очень трудно. Он вспоминал об этом так: «Очень мало можно найти древних книг о дзюдзюцу, но их совсем нет о каратэ. Мастера
этого искусства никогда не разглашали своих секретов. Они завещали их своим потомкам, как

 
       
   

1 Споры о том, была ли эта книга Фунакоси в самом деле первой книгой о каратэ продолжаются до сих пор
Есть сведения, что первую книгу о каратэ написал окинавский мастер Сэннан Тёхо, и она была опубликована в 1830 году, почти за сорок лет(!) до рождения Фунакоси Гитин, под названием «Гокансэн Тодэ ко».

 
   
...ЕЩЁ: