БУТОКУДЭН, 1917
Можно предположить, что рассказы моряков о таинственном боевом искусстве далёкого острова привлекли внимание специалистов. В 1917 году окинавские мастера каратэ были официально приглашены в центр японских боевых искусств «Бутокудэн» в Киото, где они
должны были представить каратэ мастерам дзюдо и кэндо. В то время в Японии уже повсюду распространилось пренебрежительное отношение ко всему «неяпонскому», поэтому подобное приглашение, означающее признание на высшем уровне, было весьма неожиданным и почётным. «Бутокудэн» являлся центром организации «Дай Ниппон Бутокукай», основанной в 1895 году ведущими мастерами японского будо. Расположен он был неподалёку от монастыря Хэйан в Киото. В это время центром руководили Такахару Наито, мастер кэндо в стиле Хокусин-итторю. и Хадзимэ Исогай, мастер дзюдо. Лучшим бойцом на острове в то время был непобедимый Мотобу Тёки и, естественно, что именно .он был главным претендентом на эту поездку. Однако он совершенно не владел
японским языком и отличался дурным нравом. Наиболее образованным человеком среди всех окинавских мастеров в тот момент был Фунакоси, и это стало решающим преимуществом. Это событие упоминается во всех исторических исследованиях о каратэ, но различные авторы совершенно по-разному оценивают выступление Фунакоси в «Бутокудэн». Одни пишут, что «на состязаниях в «Бутокудэн» мастер Фунакоси легко победил всех, вышедших против него мастеров дзюдо, и при этом их же оружием! Он показал им подсечки и броски, которые потом вошли в вошли в арсенал лучших приёмов современного дзюдо — «утимата» и «осотогари»(1). Другие утверждают, что «японские эксперты признали каратэ не боевым искусством, а разновидностью национальных танцев»(2). И то, и другое утверждение ничем не подтверждаются и являются, по-видимому, вымыслом авторов, а столь широкий диапазон оценок зависит,
очевидно, от их пристрастий. Единственным достоверным сообщением об этом событии является следующий абзац из книги Фунакоси «Каратэ-до кёхан»:
«В 1916 или 1917 году автор, продолжающий пропаганду широкого распространения каратэ, был приглашён, как представитель префектуры Окинава в Бутокудэн (в Киото), который был в то время официальным центром всех боевых искусств, для демонстрации
каратэ. По моему мнению, это был первый случай, когда каратэ, после долгого сохранения в тайне, было показано за пределами Окинавы». В своей автобиографии Фунакоси даже не вспоминает об этой истории. Конечно, не верится, что триумфальная победа над традици онными японскими будо могла быть им совершенно забыта, если он вспоминает об очень не значительных эпизодах. Известно, что выступление не имело никаких зримых последствий для каратэ — ни повышенного интереса публики, ни заметок в прессе, ни воспоминаний очевидцев Этой яркой победы. С другой стороны, нет достоверных свидетельств неудачи этой миссии.
История этого выступления в «Бутокудэн» до сих пор остается тёмным местом в истории каратэ.
В апреле 1918 года Фунакоси Гитин, Осиро Тёдо, Ханасиро Тёмо, Тибана Тёсин, Мабуни Кэнва, Токуда Анбун, Гусукума Симпан, Токумура Масуми и Исигава Рюгё организовали "Каратэ Кэнкюкай» (Ассоциация Сохранения Каратэ) и регулярно собирались в Сюри в доме Мабуни Кэнва, где изучали совместно философию и технику боевого искусства.
НАЧАЛО НА ЗАКАТЕ
Годы жизни Фунакоси Гитин стремительно летели, а он оставался всё тем же бедным учи-
телем, который с трудом сводил концы с концами. Его дети росли, а он по-прежнему был беден,
как церковная мышь. Позади остался полувековой юбилей. И вот, уже на закате лет, наступил и
его звёздный час!
Наследный принц Хирохито во время своей поездки в Европу посетил Окинаву, где ему

 
       
   

1 См. книгу Милковски Иржи Каратэ, Варшава, 1983

2 См. книгу Тарас А.Е. Боевые искусства, Минск, 1996


 
   
...ЕЩЁ: